Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого- педагогическая диагностика, коррекционно- развивающая работа,
психологическое консультирование.
Предлагаемое содержание деятельности педагога- психолога ОУ конкретизируется в двух плоскостях - обязательных видах деятельности и дополнительных.
Основные направления работы, обозначенные в Стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа.
Основные направления работы педагога-психолога
1. Организационно- методический этап. Включает в себя набор детей в группы, определение индивидуального образовательного маршрута по рекомендации комиссии ЦПМПК.
2. Психодиагностика. Использование психологической диагностики регламентировано во ФГОС ДО.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса.
В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и образовательной работы с ним.
По запросам родителей, воспитателей, администрации ОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка.
Участие ребенка в психодиагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Примечание: Каждое из направлений строится с учетом особенностей психофизического развития ребёнка, возрастных и индивидуальных возможностей, ведущего вида деятельности и опирается на игровые технологии и приемы.
Процедура психологического обследования детей:
1. Подготовительный этап:
• сбор анамнестических данных;
• составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.
2. Адаптационный этап: знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.
3. Основной этап: тестирование
4. Индивидуальный этап: составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
5. Заключительный этап: констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (педагогами); рекомендации родителям (педагогам) в устной или посменной форме.