На базе МБОУ «Шалинская СОШ №45» функционирует специально оборудованный кабинет педагога – психолога. Его задачей является оказание своевременной квалификационной консультативно – методической, психологической и психокоррекционной помощи педагогам, обучающимся разного уровня и развития, их родителям.
Психологическая работа ведется по следующим направлениям:
- психологическое обследование детей с целью определения его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями, изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью индивидуального подхода к каждому ребенку;
- развивающие мероприятия, разработка и проведение групповых и индивидуальных занятий для детей с ОВЗ, направленных на развитие психических процессов и на сохранение психологического здоровья;
- психопрофилактическая работа, направленная на формирование у педагогов, детей и их родителей общей психологической культуры (беседы, тренинги, педагогические консилиумы);
- консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей.
Для коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ в кабинете имеются:
Интерактивный стол – это возможность проводить все образовательные программы на одном устройстве. На интерактивный стол можно устанавливать любое программное обеспечение под Windows10:занятия математикой, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, логопедические и коррекционные занятия.
Световой столик для рисования песком предназначен для использования в детских сенсорных комнатах для рисования детьми кварцевым песком, а также для декоративного освещения интерьеров.
Пузырьковая колонна «Стелла» предназначена для сенсорной комнаты и используется в качестве релаксирующего элемента.
Сенсорная дорожка используется на занятиях для развития тактильной чувствительности детей. Тренажер воздействует на рецепторы стопы, стимулирующие внутренние органы; оказывает оздоровительный эффект. Развивает вестибулярный аппарат, координацию движений, речь, умение передавать ощущения, эмоции в речи.
Тактильная дорожка здоровья позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Тактильная панель с декоративными элементами. Развивающий модуль- доска, на которой расположены элементы различных форм, размеров и цветов: ковровые покрытия, алюминиевые тактильные элементы и игровое оборудование, которое знакомит с тактильными ощущениями и позволит развивать осязательные навыки.
Пертра- Игровой комплект «Пертра» используется в коррекционно – развивающей работе и способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи.
Мультимедийный проектор используется в коррекционных занятиях для просмотра презентаций, видео, для работы с тренажерами. Проектор делает учебный процесс ярче, интереснее.
Настольные развивающие игры спользуются на занятиях как дидактическое пособие для развития познавательных процессов и коммуникативных навыков.
Перечни оборудования составлены с учетом необходимости обеспечения диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической деятельности педагога-психолога в условиях образовательного процесса. На этих основаниях в Перечень учебного оборудования вошли разнообразные средства под разделами: «Технические средства», «Мебель», «Диагностический инструментарий», «Коррекционно-развивающий инструментарий», «Печатные пособия», «Дополнительные средства для дизайна интерьера».
Перечень пособий и оборудования – это совокупность средств, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику в рамках различных видов психологической деятельности. Это стройная и полная система условий для оптимального психического развития учащихся, в том числе – детей с отклонениями в познавательной, эмоционально-волевой сферах, для оказания эффективной психологической помощи агрессивным, гиперактивным, тревожным детям, а также детям, пережившим стрессовые ситуации, жестокое обращение и другое. Модель кабинета ориентирована на оказание помощи в обычных и экстремальных условиях. Количество оборудования указано в расчете на один кабинет психолога. При наличии комплектов можно не приобретать отдельные средства, входящие в состав комплекта. Количество раздаточных средств и оборудования приводится из расчета наполняемости группы школьников - 15 человек.
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
№ п.п. |
Наименование |
Количество |
В наличии |
1. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 |
Нормативно-правовые документы |
Д |
План работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения; Журнал учета проведенной работы; График работы; Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы. программ коррекции и развития; Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения. |
1.2 |
Коррекционные программы |
Д | |
1.3 |
Психолого-педагогическая литература |
Д | |
1.4 |
дидактический и раздаточный материал (карточки, бланки анкет, опросников) |
Г | |
2. |
Методические материалы: |
Практические материалы для психологической работы в школе; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий. Методики экспресс-диагностики, методики для разных возрастных групп; методики как для индивидуального, так для группового исследования. Компьютерные диагностические методики | |
2.1. |
Психодиагностический материал |
Г | |
2.2 |
Психокоррекционный материал |
Г | |
|
Психопрофилактический материал |
Г | |
2.3 |
Игровой материал для терапии |
Г | |
3. |
Печатные пособия | ||
3.1 |
Сборник документов, регламентирующих деятельность психолога в системе образования |
Д |
Международные: · Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральные: · Конституция РФ; · Закон РФ «Об образовании»; · Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года; · Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.) · Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; · Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»; · Приказ № 463/1268 от 31.08.95 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждения образования РФ»; · Приказ МО РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 622/1646 от 14.12.1995 г. «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационной категории…», приложение (Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников образования…»; · Постановление правительства РФ от13.09.94 г. № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений»; · Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»; · Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»; · Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением; · Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; · Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»; · Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»; · Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»; · Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.». · Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; · Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования; · Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России; · Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.). Региональные: · Закон «О защите прав ребенка в Свердловской области»; · Положение о службе практической психологи образования Свердловской области;
|
3.2 |
Методические рекомендации к организации кабинета психолога |
Д |
· Положение о Центре службы практической психологии образования Свердлской области; · Статус практического психолога образования Свердловской области; · Требования к оформлению кабинета педагога-психолога; · Обязательные формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении. |
3.3 |
Периодические издания по психологии |
Д |
Газета «Школьный психолог», Журнал «Первое сентября. Школьный психолог» и другие (за последние 3 года) |
4. |
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА | ||
4.1 |
Электронные библиотеки |
Д/Г |
Комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. |
4.2 |
Программы компьютерной обработки психологических тестов |
Д/Г |
|
4.3 |
Игровые компьютерные программы. |
Д/Г |
|
5. |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (Могут быть в цифровом (компьютерном) виде) | ||
5.1 |
Видеотека: - Комплект психопрофилактических фильмов, в том числе по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения и СПИДа |
К
|
аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением
|
5.2 |
Аудиотека: - Комплект записей релаксационной музыки - Комплект записей классической музыки - Комплект записей звуков природы |
К
К
К | |
6. |
Технические средства обучения (Оборудование по своим параметрам должно соответствовать современным последним требованиям) | ||
6.1 |
Система видеозаписи и видеовоспроизведения |
К |
видеомагнитофон, телевизор, |
6.2 |
Система звукозаписи и звуковоспроизведения |
К |
музыкальный центр с набором видео и аудиокассет |
6.3 |
Персональный или мобильный компьютер (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением. |
Д |
ноутбук |
6.4 |
Интерактивное оборудование: |
Д |
проектор мультимедийный |
6.5 |
Копировально-множительная техника: |
Д |
принтер, сканер |
7. Диагностический инструментарий | |||
7.1 |
Начальная ступень |
|
Подобраны соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ и ФГОС |
Диагностические комплексы: - Диагностическая программа или Методика определения готовности детей к школе - Углубленное психологическое обследование детей предшкольного и младшего школьного возраста |
Г/Д. | ||
Диагностика познавательной сферы |
Г/Д. | ||
Диагностика личностной сферы |
Г/Д. | ||
Диагностика эмоционально-волевой сферы |
Г/Д. | ||
7.2 |
Средняя ступень |
| |
Диагностика познавательной сферы |
Г/Д. | ||
Диагностика личностной сферы |
Г/Д | ||
Диагностика эмоционально-волевой сферы |
Г/Д | ||
7.4 |
Старшая ступень |
| |
Профориентационные диагностики |
Г/Д | ||
Диагностика эмоционально-волевой сферы |
Г/Д | ||
7.5 |
Педагоги и родители |
| |
Диагностика семейных отношений и семейного воспитания |
Г/Д
| ||
Диагностика личностной сферы |
Г/Д | ||
Диагностика эмоционально-волевой сферы |
Г/Д | ||
8. Коррекционно-развивающий инструментарий | |||
8.1 |
Программы коррекционной и развивающей работы с обучающимися I ступени: - Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников - Программа адаптации детей к школьной жизни - Программа формирования психологического здоровья у младших школьников - Комплект коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами в развитии |
Г/Д |
Коррекционно-развивающие программы • Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии • Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с проблемами в развитии • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, переживших насилие, в том числе сексуальное • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС нового поколения (трудности школьной и социальной адаптации) • Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста и другие |
8.2 |
Программы коррекционной и развивающей работы с обучающимися II ступени, в т.ч. Комплект программ профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и др. |
Г/Д
| |
8.3 |
Программы коррекционной и развивающей работы с обучающимися III ступени |
Г/Д | |
8.4 |
НАБОРЫ |
|
|
|
Набор материалов для арт-терапии: - пластилин - краски - кисти - цветные карандаши - фломастеры - клей - ножницы - бумага (А 4) - скотч |
Г/К |
В достаточном количестве |
|
Набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; |
Г/К | |
8.5 |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: |
|
|
|
- мячи, игрушки, детские поделки, -строительные трансформеры и другие материалы, которые могут быть использованы в игротерапии или сказкотерапии, -набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.) |
Г/К |
В достаточном количестве |
8.6 |
Мебель |
|
|
Рабочий стол психолога |
|
2 шт | |
Шкаф для пособий |
|
4 шт | |
Шкаф для техники |
|
1 шт | |
Кресла (рабочие места детей) 2 шт | |||
Столы для коррекционных занятий |
|
2 шт | |
Стулья для коррекционных занятий |
|
6 шт | |
Журнальный стол |
|
1 шь | |
Переносная доска |
|
1 шт | |
Сейф для хранения конфиденциальной информации |
|
1 шт |