Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей), а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей.
Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, практикумов по темам:
1. Особенности работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
4. Психологические основы взаимодействия с семьей.
5. Особенности построения воспитательно- образовательного процесса с учетом особенностей развития детей с ОВЗ.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, общения в интернете и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к образовательному учреждению.
2. Влияние семьи на развитие ребенка.
3. Возрастные особенности детей. Кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению.
4. Инклюзивное образование. Что это такое?
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
Дополнительно:
• Создание информационных уголков «Странички психолога» в группах и информационного стенда в пространстве ОУ.
Этапы психолого-педагогического сопровождения детей
Организация сопровождения детей осуществляется в 3 этапа:
1) диагностико-прогностический (сентябрь);
2) коррекционно-развивающий (октябрь-апрель);
3) оценочно-проективный (май).
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:
1) информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье);
2) всестороннюю оценку интеллектуального развития;
3) диагностику развития психических функций;
4) оценку психомоторного развития;
5) оценку развития эмоционально-волевой сферы;
6) оценку поведения и психологических механизмов его регуляции; 7) оценку характера и особенностей личности в целом;
8) прогноз пути и характер дальнейшего развития ребенка.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми отвечает следующим требованиям:
1) учитывает возрастные особенности детей и зону их ближайшего развития;
2) сочетает в себе коррекционные возможности индивидуальной работы с ребенком и совместной деятельности детей;
3) основывается на результатах психолого-педагогической диагностики; Организуя занятия с детьми с ОВЗ, реализуются следующие функции:
• Эмпатическое принятие ребенка.
• Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.
• Эмоциональная поддержка ребенка.
• Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.
• Тематическое структурирование задачи.
• Помощь в поиске формы выражения темы.
• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.
Планирование занятий осуществляется с учетом таких задач, как
формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:
- Осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;
- Осознание нужности и функциональной значимости частей тела;
- Реализация своего потенциала.
• Развитие эмоционально-волевой сферы у детей: различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации; различие, осознание эмоций других людей; развитие произвольного поведения;
• Обучение взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:
- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;
- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;
- ребенок приобретал положительный опыт сотрудничества,
взаимопонимания;
- усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.
Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает: оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения; проектирование последующей работы с детьми.
Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников.
Дети:
1. Динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в развивающую работу.
2. Развитие личности ребенка, развитие навыков общения.
3. Приобретение социального опыта.
Воспитатели:
1. Развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми ОВЗ.
2. Профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы с детьми.
3. Приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители:
1. Получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию, развитию детей с ОВЗ.
2. Приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию детей.
3. Получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Основные методы работы: наблюдение; тестирование; анкетирование; беседа.